Какие принципы национальной политики провозгласила советская власть. Вопрос. национальная политика советской власти. образование ссср. А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

1. Предпосылки образования СССР

1.1. Идеологические . Октябрьская революция 1917 года привела к распаду Российской империи. Произошла дезинтеграция бывшего единого государственного пространства, просуществовавшего несколько веков. Большевистская идея мировой революции и создания в будущем Всемирной Федеративной Республики Советов форсировала новый объединительный процесс. Активную роль в развертывании объединительного движения сыграла РСФСР, власти которой были заинтересованы в восстановлении унитарного государства на территории бывшей Российской империи.

1.2. Политические. В связи с победой советской власти на основной территории бывшей Российской империи возникла еще одна предпосылка объединительного процесса - единый характер политического строя (диктатура пролетариата в форме Республики Советов), сходные черты организации государственной власти и управления. В большинстве республик власть принадлежала национальным коммунистическим партиям, входившими в состав РКП(б). Неустойчивость международного положения молодых советских республик в условиях капиталистического окружения также диктовала потребность в объединении.

1.3. Экономические и культурные. Потребность к объединению диктовалась также общностью исторических судеб народов многонационального государства, наличием многолетних экономических и культурных связей.

Между отдельными районами страны исторически сложилось экономическое разделение труда: промышленность центра снабжала районы юго-востока и севера, получая взамен сырье - хлопок, лес, лен; южные районы выступали основными поставщиками нефти, каменного угля, железной руды и т.д. Значение этого разделения возросло после окончания Гражданской войны, когда встала задача восстановления разрушенного хозяйства и преодоления экономической отсталости советских республик. В национальные республики и области из центральных губерний переводились текстильные и шерстяные фабрики, кожевенные заводы, типографии, посылались врачи, педагоги. Принятый в 1920 г. план ГОЭЛРО (электрификации России) также был рассчитан хозяйственный механизм всех районов страны.

1.4. Основные принципы национальной политики Советской власти способствовали объединительным процессам. Они включали в себя:

Принцип равенства всех наций и народностей,

Признание права наций на самоопределение,

которые были провозглашены в Декларации прав народов России (2 ноября 1917 г.) и Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа (январь 1918 г.). Свободными и неприкосновенными объявлялись верования, обычаи, национальные и культурные учреждения народов Поволжья и Крыма, Сибири и Туркестана, Кавказа и Закавказья, что вызвало рост доверия к новой власти не только со стороны инородцев России (составлявших 57% населения), но и в странах Европы и Азии. В рамках Совнаркома был создан пост наркома по делам национальностей, который возглавил И.В.Сталин . Соответствующие структуры появились в составе ЦК РКП(б) Донбюро, Средазбюро, Туркбюро, Кавбюро.

В декабре 1917 г. право на самоопределение получили Польша и Финляндия. На всей остальной территории бывшей Российской империи находившиеся у власти национальные правительства (в их числе, Украинская Центральная Рада, Белорусская социалистическая Громада, тюркская партия Мусават в Азербайджане, казахская Алаш и др.) в течение Гражданской войны вели борьбу за национальную самостоятельность.

2. Этапы образования единого государства

2.1. Военно-политический союз. Война и иностранная интервенция вызвали необходимость создания оборонительного союза большевистских сил центра и национальных регионов. Летом 1919 г. сложился военно-политический союз советских республик. 1 июня 1919 г. был подписан декрет Об объединении советских республик России, Украины, Латвии, Литвы, Белоруссии для борьбы с мировым империализмом/ На его основе создавалось единое военное командование, объединялись совнархозы, транспорт, комиссариаты финансов, труда. Понятно, что управление объединенной финансовой системой осуществлялось из Москвы, точно также, как национальные воинские образования были полностью подчинены Главному командованию Красной Армии. Военно-политическое единство советских республик сыграло важную роль в разгроме объединенных сил интервенции.

2.2. Организационно-экономический союз .

В этот период в качестве эксперимента во ВЦИК РСФСР были введены представители Украины, Белоруссии, Закавказских республик, началось объединение некоторых наркоматов. В результате ВСНХ РСФСР фактически превратился в орган управления промышленностью этих республик. В феврале 1921 г. был создан Госплан РСФСР во главе с Г.М. Кржижановским , призванный руководить выполнением единого хозяйственного плана. В августе 1921г. в РСФСР был создан Федеральный комитет по земельным делам, регулировавший развитие сельскохозяйственного производства и землепользования в масштабах всей страны.

2.3. Дипломатический союз. В феврале 1922 г. в Москве совещание представителей РСФСР, Украины, Белоруссии, Азербайджана, Армении, Грузии, Бухары, Хорезма и Дальневосточной республики поручило делегации ВЦИК представлять на международной конференции в Генуе по вопросам экономического восстановления Центральной и Восточной Европы (апрель 1922 г.) интересы всех советских республик, заключать от их имени любые договоры и соглашения. Делегация РСФСР была пополнена затем представителями Украины, Азербайджана, Грузии и Армении.

3. Формы объединения республик

3.1. Создание национально-государственных автономий в составе РСФСР. Практика первых лет советской власти заключалась в создании автономий в Российской Федерации на национальной, территориальной, экономической основе. Однако в стремлении республик к укреплению своих суверенных прав ряд партийных работников, включая наркомнаца И.В. Сталина , видели главную преграду на пути к единству. Создание независимых национальных республик рассматривалось лишь как временный шаг на пути к будущему объединению. Поэтому во избежание развертывания националистических тенденций ставилась задача создания возможно более крупных территориальных объединений, что выразилось в образовании в 1918г. Литовско-Белорусской Советской республики, Татаро-Башкирской Советской Республики (ТБСР), Горской республики, Туркестанской АССР (просуществовавших сравнительно недолго). Позже в ходе борьбы с пантюркизмом ТБСР и Бурят-Монгольская АО были расформированы.

3.2 Формы автономии. В 1918 - 1922 гг. народы, преимущественно малые и компактно проживавшие в окружении великорусских земель, получили в составе РСФСР автономию двух уровней:

- республиканскую - 11 автономных республик (Туркестанская, Башкирская, Карельская, Бурятская, Якутская, Татарская, Дагестанская, Горская и др.) и

- областную - 10 областей (Калмыцкая, Чувашская, Коми-Зырянская, Адыгейская, Кабардино-Балкарская и др.) и 1 автономная Карельская трудовая коммуна (с 1923 г. автономная республика).

Второй формой объединения стало оформление договорных отношений между РСФСР и теоретичесик независимыми советскими республиками. В 1920 - 1921 гг., после поражения национальных правительств и завершения процесса советизации национальных окраин, были заключены двусторонние договоры о военно-экономическом союзе между Россией и Азербайджаном, военном и хозяйственном союзе между Россией и Белоруссией, союзные договоры между Россией и Украиной, Россией и Грузией. Два последних объединительных договора не включали объединение деятельности наркоматов иностранных дел.

С весны 1921 г. в ответ на указание В.И.Ленина о хозяйственном объединении Грузии, Армении, Азербайджана началось создание Закавказской Федерации (ЗСФСР), организационно оформившейся в марте 1922 г.

3.3. Дискуссия в РКП(б) по вопросам государственного объединения. Федерация республик рассматривалась большевиками как переходный этап в предверии мировой революции, как обязательный шаг на пути к союзу и преодолению таких буржуазных пережитков как национальные различия.

3.3.1. Летом 1922 г. был подготовлен проект партийно-государственной комиссии, известный как план автономизации , который предусматривал вхождение независимых республик в состав РСФСР на правах автономий. На такой форме межгосударственного бъединения настаивал И.В.Сталин. Председатель Совнаркома Украины Х.Г. Раковский отрицательно отнесся к сталинскому проекту. Полностью его отвергли представители Компартии Грузии.

3.3.2. В.И.Ленин также осудил предложенный для рассмотрения в ЦК проект объединения (включая, поспешные действия Сталина) и выступил против чрезмерного централизма, за необходимость сохранения формального суверенитета и атрибутов независимости каждой республики как национально-политического условия укрепления советского государства. Он предложил форму федеративного союза как добровольного и равноправного объединения самостоятельных советских республик, передававших на паритетных началах ряд своих суверенных прав в пользу общесоюзных органов власти.

4. Образование СССР

4.1. Подготовительная работа к I съезду Советов СССР. Указания В.И.Ленина были учтены комиссией ЦК РКП(б). Постановлением Пленума ЦК партии о форме объединения независимых советских республик от 6 октября 1922 г. признавалась необходимость заключения договора между Украиной, Белоруссией, Федерацией Закавказских республик и РСФСР об объединении их в Союз Социалистических Советских Республик с оставлением за каждой права свободного выхода из состава СССР. К 30 ноября комиссия ЦК РКП(б) разработала Основные пункты Конституции СССР, которые были разосланы в компартии республик для обсуждения. 18 декабря 1922 г. Пленум ЦК РКП(б) обсудил проект Договора об образовании Союза ССР и предложил созвать съезд Советов СССР.

4.2. Первый Всесоюзный съезд Советов открылся 30 декабря 1922 г. В нем приняли участие 2215 делегатов. Численный состав делегаций от республик определялся пропорционально количеству населения в них. Самой многочисленной была российская делегация - 1727 человек. С докладом об образовании СССР выступил И.В. Сталин. Съезд в основном утвердил Декларацию и Договор об образовании СССР в составе четырех республик - РСФСР, Украинской ССР, Белорусской ССР и ЗСФСР (в которой еще раньше были объединены Азербайджан, Армения и Грузия).

Декларация законодательно закрепляла принципы устройства союзного государства : добровольность, равноправие и сотрудничество на основе пролетарского интернационализма. Доступ в союз оставался открытым всем советским республикам, которые могли возникнуть в ходе мировой революции. Договор определял порядок вхождения отдельных республик в состав СССР, компетенцию высших органов государственной власти. Право свободного выхода декларировалось, однако механизм осуществления этого права не был определен.

Съезд избрал Центральный Исполнительный Комитет (ЦИК) Союза ССР - верховный орган власти в перерывах между съездами.

4.3. Конституция СССР. В январе 1924 г. была принята первая Конституция СССР, согласно которой высшим органом власти объявлялся Съезд Советов СССР. В перерывах между ними верховную власть осуществлял ЦИК СССР, который состоял из двух законодательных палат - Совета Союза и Совета Национальностей . ЦИК СССР образовывал правительство - СНК. Создавалось три вида комиссариатов

- союзные (иностранных дел, армии и флота, внешней торговли, путей сообщений, связи, ОГПУ);

- унифицированные (на союзном и республиканском уровне), вскоре переведенные в разряд союзных;

- республиканские (внутренняя политика, юриспруденция, народное образование).

Союзным органам передавались также полномочия по международной обороне границ, внутренней безопасности, планированию и бюджету. Несмотря на провозглашенный федеративный принцип государственного устройства, Конституция СССР, закрепив право вмешательства центра и его контроля над республиканскими органами власти, открывала возможность для проявления в будущем унитарных тенденций в советской национальной политике.

5. национально-государственное строительство

5.1. Унитарные тенденции в государственном строительстве СССР . С конца 20-х гг. в условиях форсированных методов индустриализации начался процесс жесткой централизации управления во всесоюзном масштабе. В результате объем полномочий и прав центральных органов власти по вопросам руководства промышленностью и финансами менялся в сторону их расширения. Многие республиканские предприятия были переданы в непосредственное подчинение союзных органов, компетенция которых значительно расширилась в связи с ликвидацией в 1932 г. ВСНХ. С 1930 г. все кредитование сосредоточилось в Госбанке СССР. Произошла централизация судебной системы. Одновременно происходило ограничение законодательной инициативы республик (в 1929 г. отменялось право республик непосредственно ставить вопросы в ЦИК СССР - предварительно они должны были выноситься в СНК СССР). При этом продолжился рост числа союзных и союзно-республиканских наркоматов.

5.2. Изменение статуса республик в составе СССР. Со времени принятия первой Конституции СССР и до Конституции 1936 г. происходил процесс национально-государственного строительства, который осуществлялся по следующим направлениям:

Образование новых союзных республик;

  • изменение государственно-правовой формы некоторых республик и автономных областей.

Административно-территориальные изменения (упразднение прежнего деления на губернии, уезды, волости и введение новых административных единиц: края, области, национальные округа, районы).

В 1924 г. в результате национально-государственного размежевания в Средней Азии, где границы не совпадали с этническими границами расселения народов, были образованы Туркменская и Узбекская ССР, в 1931 г. - Таджикская ССР. В 1936 г. образовались Киргизская и Казахская ССР. В том же году была упразднена Закавказская Федерация, и Республики - Армения, Азербайджан, Грузия непосредственно вошли в состав Союза ССР. В 1939 г., после подписания советско-германского пакта о ненападении и введения войск на территорию Польши, к СССР были присоединены Западная Украина и Западная Белоруссия. После завершения войны с Финляндией (март 1940 г.) и присоединения новых территорий к Карельской АССР, последняя была преобразована в Карело-Финскую ССР. Летом 1940 г. в составе СССР оказались Латвия, Литва, Эстония, а также Бессарабия и Северная Буковина. Была образована Молдавская ССР.

6. Значение образования СССР

6.1. Выравнивание уровня развития регионов. Образование СССР способствовало развитию экономики, культуры, преодолению отсталости некоторых республик. В ходе национально-государственного строительства проводилась политика подтягивания отсталых национальных регионов. С этой целью из РСФСР в Среднюю Азию и Закавказье переводились фабрики, заводы с оборудованием и частью квалифицированных кадров. Сюда направлялись огромные ассигнования на ирригацию, строительство железных дорог, электрификацию. В бюджеты республик делались большие налоговые отчисления.

6.2. Социально-культурное значение. Национальная политика советского правительства имела позитивные результаты в области развития культуры, образования, системы здравоохранения в советских республиках. В 20-30-е гг. здесь были созданы национальные школы, театры, издавались газеты, литература на языках народов СССР. В ряде республик появились свои Академии наук, а также отделения АН СССР. Некоторые народы впервые получили разработанную учеными письменность. В республиках развивалась система здравоохранения. Так, если на Северном Кавказе до 1917 г. имелось 12 больниц и 32 врача, то к 1939 г. только в Дагестане работало 335 врачей (из которых 14% являлись представителями коренной национальности).

6.3. Противоречия в советской национальной политике. Советская национальная политика характеризовалась серьезными противоречиями. Несмотря на важные изменения в социально-экономической и культурной жизни советских республик, их суверенитет на деле оставался номинальным, поскольку реальная власть здесь концентрировалась в руках республиканских партийных комитетов, подотчестных ЦК ВКП(б). В результате ключевые политические, хозяйственные решения принимались центральными партийными органами, которые были обязательны для республиканских. Интернационализм в его практической реализации стал рассматриваться как право игнорирования национальной самобытности и культуры народов. Был поставлен вопрос об отмирании национально-языкового многообразия по мере продвижения к коммунизму. Отрицательным образом сказались на национальной политике сталинские репрессии в республиках и последующие депортации народов.

Одновременно советское руководство добивалось пресечения сепаратистских тенденций в национальных регионах путем коренизации местного государственного аппарата с предоставлением местной бюрократии видимой самостоятельности при реальном жестком контроле со стороны центральной власти. От борьбы с национализмом страдали не только народы СССР, но в не меньшей степени сам русский народ. Административные, унитаристские тенденции государственной национальной политики создавали почву для формирования потенциальных очагов будущих межнациональных конфликтов.

7. Выводы

7.1. Образование многонационального союзного государства отвечало многим историческим и культурным традициям народов, проживавших на территории бывшей Российской империи.

7.2. Создание СССР способствовало укреплению геополитического положения нового государства в рамках мирового сообщества.

7.3. Однако первоначальная приверженность большевиков идеям унитаризма отрицательно сказалась на дальнейшем развитии многонациональной государственности, которая после 1936 г. существовала уже в рамках оформившейся административной системы. К концу 30-х гг. произошел окончательный переход в СССР к унитарной модели государства в ее сталинском варианте.

Автономия, анклав, конфедерация, федерация, унитарный

Огромное значение в стране, где 57% населения были не русскими, имела национальная политика. На своем 2 съезде большевики взяли на вооружение марксистский тезис о праве наций на самоопределение, вплоть до отделения и создания собственных государств. Первоначально будущее послереволюционной России виделось большевикам в унитарном государстве с отдельными автономными включениями.

Незадолго до октября 1917 года, в условиях бурного подъема национального самосознания, В.И. Ленин формулирует такой принцип национального устройства как федерация независимых государств.

Этот принцип, как и право народов самостоятельно решать вопрос о вхождении в советскую федерацию, был законодательно закреплен в «Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа» (январь 1918 г.), а затем и Конституцией РСФСР.

31 декабря 1917 г. Советское правительство признало государственную независимость Финляндии. В августе 1918 г. В.И. Ленин подписал декрет об отказе от договоров о разделе Польши, заключенных царским правительством. Таким образом была восстановлена государственность Польши.

На экономически и культурно развитых окраинах бывшей Российской империи образовались суверенные советские Республики, формально находившиеся вне контроля Москвы: Украинская (декабрь 1917 г.), Белорусская (январь 1919 г.), Азербайджанская (апрель 1920 г.), Армянская (ноябрь 1920 г.), Грузинская (февраль 1921 г.). Три последние в марте 1922 г. вошли в Закавказскую Федерацию.Взаимоотношения независимых республик оформлялись путем специальных договоров и соглашений (в области военной, хозяйственной, дипломатической). В 1919-1921 гг. была подписана целая серия таких договоров. Согласно договорам происходило частичное объединение органов управления, которое не предусматривало, однако, подчинение высших и центральных органов советских республик единому центру и единой политике. В условиях жесткой централизации, присущей периоду «военного коммунизма», постоянно возникали конфликты и трения между центральными и местными властями. Особую заинтересованность в восстановлении единого государства и воссоединения с РСФСР проявляли русскоязычные анклавы (анклав – компактное проживание лиц одной национальности). Это были политически активные силы, в основном – рабочие, проживающие в городах. Постепенно стала происходить советизация самостоятельных республик (решающие факторы: наличие русскоязычных анклавов, вооруженная поддержка красной Армии, силы, выступающие под лозунгом Советской власти).

Все эти противоречия, борьба объединительных и сепаратистских тенденций не могли не сказаться, когда большевики, перейдя к мирному строительству, взялись за определение национально-государственного устройства.

На территории, где к 1922 г. установилась Советская власть, этнический состав оставался очень пестрым. Здесь проживало 185 наций и народностей (по переписи 1926 г.). Для объединения этих народов в единое государство существовали объективные предпосылки, имеющие глубокие исторические, экономические, политические и культурные основания.

Национальный вопрос в стране, где более половины населения – “инородцы”, всегда стоял особенно остро. Большевикам нужна была поддержка национальных окраин для удержания власти и расширения “мировой революции”.Незадолго до Октябрьского переворота В. И. Ленин сформулировал принцип федерации свободных республик, который, в отличие от непопулярного в национальной среде тезиса белых о “единой и неделимой России”, оказался более предпочтительным для национальных меньшинств.В декабре 1917 г. советское правительство признало государственную независимость Финляндии, в августе 1918 г. стала суверенной Польша.Судьбу остальных наций и народностей России большевики решали, исходя из идеи сохранения бывшей империи – сильной, централизованной и единой.С 1918 по 1922 г. компактно проживавшие в окружении великорусских земель народы получили статус либо автономной республики (Татарская, Башкирская, Дагестанская и др.), либо автономной области (Калмыцкая, Марийская, Чувашская и др.).На территории бывшей империи существовали суверенные советские республики, формально не зависящие от Москвы: Украинская, Белорусская, Азербайджанская, Армянская, Грузинская (три последние образовали Закавказскую Федерацию).В годы Гражданской войны сложился военно-политический союз суверенных республик, а позже – и дипломатический. Процесс объединения республик вступал в завершающую стадию. В самой партии не было единства в отношении принципов построения многонационального государства. И. В. Сталин предложил “план автономизации”, т. е. вхождение советских республик в РСФСР на правах автономных. В. И. Ленин, считая этот план несвоевременным и ошибочным, настаивал на союзе равноправных государств с правом каждой республики свободно выйти из него.

30 декабря 1922 г. I съезд Советов утвердил Договор и Декларацию об образовании Союза Советских Социалистических Республик, избрал Центральный Исполнительный Комитет (ЦИК). В 1924 г. была принята первая Конституция СССР. Первоначально в СССР входили РСФСР, Украинская ССР, Белорусская ССР, Закавказская Федерация. В 1925 г. к Союзу присоединились Узбекская и Туркменская ССР, в 1929 г. – Таджикская, а в 1936 г. – Казахская и Киргизская ССР. Большевикам удалось собрать большую часть бывшей империи в единое государство, где федералистические принципы его организации постепенно заменялись прежними унитарными.

В 1917-1918 гг. Российская империя распалась. Из ее состава вышли Польша, Финляндия, Украина и др. Россия стала называться РСФСР. Однако в ходе гражданской войны пошли обратные процессы - большевики национальных окраин начали объединяться с российскими для борьбы со своими врагами. После гражданской войны создана согласительная комиссия, чтобы устранить противоречия между центром и окраинами при образовании объединенного государства. Глава комиссии И. В. Сталин предлагал включить национальные окраины в РСФСР на правах автономий, Ленин - объединить их на равных в союз с РСФСР с правом выхода из союза. Этот проект приняли за основу. 30 декабря 1922 г. на Всесоюзном съезде Советов было принято решение о заключении союзного договора и создании СССР. В него вошли РСФСР, Украина, Белоруссия и Закавказская Советская Федеративная Социалистическая Республика (ЗСФСР), объединявшая Грузию, Армению, Азербайджан. В 1924 г. в СССР вошли Туркмения и Узбекистан (Таджикистан был тогда его частью). Казахстан и Киргизия являлись частью РСФСР. Как союзная республика Таджикистан вошел в состав СССР в 1929, Казахстан и Киргизия - 1936, Эстония, Литва и Латвия - 1940 г. В 1936 г. ЗСФСР разделилась на союзные республики - Грузию, Армению и Азербайджан.

31 января 1924 г. была принята первая конституция СССР. Высшие органы власти - съезд Советов, в промежутках между съездами - ЦИК СССР. Территория республик не могла быть изменена без их согласия. На деле эти права были условностью - республики возглавлялись местными коммунистическими партиями, жестко подчинявшимися находившемуся в Москве ЦК ВКП(б). Не могли республики и выйти из СССР - не было юридической процедуры выхода.

В процессе работы над проектом Конституции СССР были внесены дополнения, касающиеся усиления политических гарантий представительства всех национальных республик и областей на началах равенства в ЦИК СССР. С этой целью, наряду с уже действовавшим Союзным Советом, создавался новый, равноправный с ним орган – Совет Национальностей.

В ведении Союза СССР дополнительно было отнесено «урегулирование вопроса об изменении границ между союзными республиками» и разрешение споров между ними.

Вторая сессия ЦИК СССР, заслушав 6 июля 1923 г. доклад А.С. Енукидзе, обсудила по главам и ввела в действие Конституцию СССР. Окончательное утверждение Основного Закона СССР состоялось на Втором съезде Советов Союза ССР.

Второй Всесоюзный съезд Советов 31 января 1924 г. утвердил первую Конституцию СССР, оформив создание единого союзного государства как федерацию суверенных советских республик.

С образованием СССР Наркомнац в июле 1923 г. был упразднен. Считалось, что оформившиеся в самостоятельные республики и области национальности, могут обойтись без указанного наркомата. Об этом говорилось в постановлении 2–ой сессии ЦИК РСФСР X созыва 7 июля 1923 г. Проведение в жизнь национальной политики на местах возлагалось на президиумы ЦИК автономных республик и исполкомов Советов областей и губерний.

Для руководства работой по осуществлению национальной политики в республике и координации работы представителей автономий при Президиуме ЦИК РСФСР постановлением ЦИК и СНК РСФСР от 9 апреля 1923 г. был образован Отдел национальностей при Президиуме ЦИК РСФСР. Интересы национальных меньшинств учитывались в каждом республиканском отраслевом органе.

С созданием СССР в составе ЦИК СССР, наряду с палатой Союзного Совета, конституционно оформилась палата Совета Национальностей. Президиум Совета Национальностей направлял директивы ЦИКам союзных и автономных республик по вопросам национальной политики, контролировал работу отделов и нацкомиссий. Совет Национальностей издавал журнал «Революция и национальности», газеты на немецком, еврейском, татарском языках, направлял деятельность Научно–исследовательского института национальностей СССР.

31 января 1924 года Второй съезд Советов Союза ССР окончательно утвердил текст Конституции СССР и завершил конституционное оформление единого союзного государства, законодательно закрепил полное правовое равенство народов, их суверенитет, безоговорочное признание за всеми народами равных прав и равных обязанностей. К этому моменту в составе добровольного союза республик имелось 33 национально–государственных образования: союзных республик – 4, автономных республик – 13, автономных областей – 16.

В мае 1925 г. Третий съезд Советов СССР принял постановление «О вхождении в состав Союза ССР Туркменской и Узбекской Социалистических Советских Республик». В 1929 г. была образована Таджикская ССР. В 1936 г. Казахская и Киргизская автономные республики получили статус союзных республик. В этом же году Азербайджанская, Армянская и Грузинская советские республики, ранее входившие в ЗСФСР, непосредственно вошли в СССР в качестве союзных республик. В 1940 г. в Союз ССР вошли Латвийская, Литовская и Эстонская советские социалистические республики. К моменту распада СССР в 1991 г. в его состав входили: союзных республик – 15, автономных республик – 20, автономных областей– 8, автономных округов – 10.

Время высветило социально–политическое значение создания СССР для многонациональной семьи населявших его народов. Сразу же была решена двуединая историческая задача: сохранить и использовать преимущества веками сложившегося крупного государства и единого экономического пространства, предоставить нациям и народностям право создавать и развивать свою государственность.

Последующий опыт межнациональных отношений показал, что именно добровольное сложение усилий, дружба народов, входивших в Союз, позволили им в небывало короткие сроки преодолеть былую вековую технико–экономическую и культурную отсталость и выйти на рубежи современной цивилизации. И прежде всего, русский народ отдавал свои знания и энергию для развития экономики и культуры республик бывшего СССР.

Только благодаря Союзу ССР республики сумели защитить свою национальную независимость и нанести решающее поражение фашистской Германии и ее сателлитам в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.

При всех трудностях, деформациях и просчетах, допущенных политическим руководством в прошлом, СССР выдержал проверку временем и являлся великой державой. Его распад в декабре 1991 г. произошел вопреки воле народов и отбросил республики далеко назад, повлек за собой тяжелые, ничем не оправданные материальные, социальные и нравственные потери для всех наций и народностей. Потеряв «общий дом», сегодня большинство людей, а также многие политики на печальном опыте осознали необходимость возрождения сотрудничества в рамках СНГ, учитывающего взаимные интересы субъектов интеграции и необходимость объединения усилий для устойчивого социального прогресса веками живших вместе народов.


Объединительное движение по созданию Советского многонационального государства началось сразу после победы Октябрьской революции и распада империи и прошло три этапа. Первый (октябрь 1917г. – середина 1918г.) ознаменовался рождением Российской Советской Федеративной Социалистической Республики, которая последовательно, по мере реализации курса на равноправие народов, превращалась в федерацию нового типа. Второй Всероссийский съезд Советов подчеркнул, что советская власть «...обеспечит всем нациям, населяющим Россию, подлинное право на самоопределение».

На первом этапе на территории бывшей царской России возникли автономные республики, территориальные автономии с учетом национального состава населения, появились суверенные Советские республики.

Второй этап объединительного движения народов советских республик связан с периодом гражданской войны и иностранной военной интервенции (1918–1920гг.). К этому времени сложилась группа советских республик, связанных друг с другом сотрудничеством по самым разнообразным вопросам.
Декретом от 6 июня 1919г. был оформлен военно–политический союз России, Украины, Латвии, Литвы и Белоруссии. Его суть сводилась к тесному объединению: 1)военной организации и военного командования; 2)советов народного хозяйства; 3)железнодорожного управления и хозяйства; 4)финансов и 5)комиссариатов труда республик – с тем, чтобы руководство указанными отраслями было сосредоточено в руках единых коллегий. Всероссийский ЦИК проводил объединение усилий республик на основе соглашения с ЦИК и СНК указанных республик. В этот период были заключены двусторонние соглашения РСФСР с УССР, БССР и другими республиками. Для второго этапа характерно становление советской государственности в национальных районах, где развернулась острая борьба с националистической контрреволюцией.

На третьем этапе объединительного движения народов советских республик (1921–1922гг.) они договариваются о военно–хозяйственном союзе, организуют единый дипломатический фронт. Время показало, что федерация на двусторонних договорах имела существенные недостатки. Назревшие потребности более тесного сотрудничества республик в экономической и государственной жизни обусловили необходимость создания нового союзного государства.

42. Новая экономическая политика: сущность, результаты, причины свертывания (1921-1928 гг.).

НЭП вводился с большим опозданием и в большей спешке, поэтому четкого плана и программы реформ у большевиков в марте 1921 года не было. Поиском форм и методов реализации нового курса велись на всем протяжении НЭПа. Правовые и практические вопросы решались методом проб и ошибок, экономические уступки частному сектору то сужались, то расширялись.

Сущность НЭПа состояла в использовании элементов рыночной экономики при сохранении большевиками «командных высот» в политике и экономике (руководящая роль РКП(б), государственный сектор, централизованная финансовая система и монополия внешней торговли).

НЭП включал в себя комплекс экономических и социально-политических мер, неоднозначных и противоречивых.

В политико-идеологической области НЭП представлял собой жесткий однопартийный режим, подавлявший всякое инакомыслие и инакодействие.

Нарастание противоречий и проблем в экономике и социальной сфере привело к тому, что в конце 20-гг. руководство страны вынуждено было определить дальнейший курс экономической политики и практики. Необходимо было решить, преодолевать ли кризисные явления в экономике хозяйственными методами либо резко расширить использование командно-административных методов, свойственных «военному коммунизму».

Таким образом, свертыванию НЭПа способствовали присущие ему глубокие внутренние противоречия, которые усугублялись действиями партийно-государственного руководства по ускорению темпов социалистического строительства, усилению административно-командных методов руководства экономикой, вплоть до применения чрезвычайных мер в конце 20-х гг. Решающую роль в политике отказа от НЭПа сыграли решение ЦК ВКП(б) и СНК (1929г.) о форсированном социалистическом развитии страны. Стремление ускорить строительство социализма в условиях капиталистического окружения обусловило решение руководителей СССР отказаться от новой экономической политики и перейти к насильственным мерам коллективизации сельского хозяйства и административно-командным методам индустриализации (модернизации тяжелой и военной промышленности).

43. Индустриализация в СССР: предпосылки, проблема темпов, противоречия.

В 1925 г. 14-й съезд ВКП(б) взял курс на индустриализацию страны, который в целом отвечал историческим задачам страны.

Индустриализация как процесс создания крупного машинного производства в промышленности, а затем и в других отраслях народного хозяйства на определенной ступени истории являлись всеобщей закономерностью общественного развития.

Сложились две концепции индустриализации:

- "бухаринская" (продолжение НЭПа, сбалансированное развитие промышленности и сельского хозяйства, приоритетное развитие тяжёлой промышленности при одновременном внимании к производству предметов потребления, кооперирование крестьянских хозяйств на добровольной основе) и

- "сталинская" (которой соответствовал план Троцкого – «сверх-индустриализация») (свёртывание НЭПа, усиление роли государства в развитии экономики, ужесточение дисциплины, форсированное развитие тяжёлой промышленности, использование деревни как поставщика средств и рабочей силы для нужд индустриализации)

В противоборстве 2-х концепций верх одержала "сталинская" концепция.

Период 1926-1927 гг. На XIV съезде ВКП(б) в 1925 г. в качестве приоритетных направлений в осуществлении индустриализации в СССР были признаны передовые в ту пору отрасли - энергетика, металлургия, химическая промышленность, машиностроение, которые являлись материальной основой формировавшегося военно-промышленного комплекса СССР. Первоочередное внимание было сосредоточено на создании энергетической базы для индустрии.

В 1926 г. началось строительство четырех крупных электростанций, в 1927г. - еще 14. Были заложены новые угольные шахты - соответственно по годам - 7 и 16, начато строительство крупных металлургических (Керченский, Кузнецкий) и машиностроительных заводов (Ростовский, Сталинградский).

Но в связи с недостаточностью финансирования промышленности, развивавшейся в тот период на основе собственных средств, а также под воздействием нараставшего аграрного кризиса, темпы индустриального роста в конце 20-х гг. резко снизились. Необходимо было искать новые источники и формы.

В 1927 г. советские экономисты приступили к разработке первого пятилетнего плана (на 1928/29 г. - 1932/33 г.), который решал задачу комплексного развития всех районов и использования ресурсов для индустриализации. Составители плана выделили соотношение экономических показателей СССР и США, указав на отставание между ними в 50 лет (особенно в области электроэнергетики, химии, автомобилестроения).

В апреле 1929 г. из двух вариантов плана - отправного и названного оптимальным - был выбран последний, задания по которому оказались на 20% выше первого.

Первая пятилетка (1928-1932 гг.) И.В. Сталин доказывал возможность выполнения оптимального плана в три или два с половиной года. Им была поставлена задача уже на рубеже 20-30-х гг. превысить показатели США, совершив скачок. За счет рывка предполагалось добиться преодоления многоукладности, ликвидации эксплуататорских классов и за 10-15 лет осуществить переход к развернутым формам коммунистического строительства. В результате, через год после начала пятилетки план подвергся корректировке - его показатели были еще раз повышены. Контрольные цифры на второй год пятилетки предусматривали рост производства промышленной продукции по валу на 32% вместо 22%, создание уже 2000 новых предприятий.

В стране развернулось массированное строительство, были заложены сотни заводов, фабрик, электростанций. Однако к 1930 г. темпы роста снизились. Несмотря на это, было объявлено об успешном завершении пятилетки за 4 года и 3 месяца, хотя в действительности, по современным задания по основным отраслям выполнены не были; хотя и эти результаты были значительны.

Второй пятилетний план (1933-1937 гг.) по полному набору показателей был выполнен также на 70-77%. При этом продолжали строиться в основном предприятия тяжелой индустрии. Кроме того, в легкой промышленности реальное недовыполнение было значительно больше.

Целям форсированной индустриализации отвечало массовое использование дешёвой рабочей силы и энтузиазма масс, воодушевлённых большевистской идеей строительства бесклассового общества. В практику народного хозяйства внедрялись различные формы т. н. социалистического соревнования за выполнение и перевыполнение производственных заданий без увеличения оплаты труда В 1935 г. появилось «движение стахановцев», в честь забойщика шахты А. Стаханова, который, согласно официальной информации того времени, в ночь с 30 на 31 августа 1935 г. выполнил за смену 14,5 нормы. Широко использовался труд заключённых в лагерях Главного управления лагерей (ГУЛАГ).

Сталинская индустриализация рассматривается многими современными исследователями как советский тип некапиталистической модернизации, которая была подчинена задачам укрепления обороны страны и поддержке статуса великой державы.

В процессе индустриализации в экономике образовались серьезные диспропорции между обрабатывающей и добывающей промышленностью, между тяжелой и легкой промышленностью, между промышленностью и сельским хозяйством.

В ходе реализации трёх первых пятилетних планов, несмотря на срыв завышенных плановых показателей, ценой неимоверного напряжения сил всего населения СССР достиг экономической независимости от Запада.

В результате сплошной коллективизации была создана система перекачки финансовых, материальных, трудовых ресурсов из аграрного сектора в индустриальный. В силу этого главным результатом коллективизации можно считать индустриальный скачок СССР. В конце 30-х г.г. И.В.Сталин заявил о превращении СССР из аграрной в индустриальную страну.

44. Коллективизация сельского хозяйства СССР и её социально-экономические последствия.

Сознавая, что форсированная индустриализация и упрочение командных высот в экономике невозможны при сохранении мелкотоварного частного крестьянского хозяйства, сталинское руководство в 1928-29 взяло курс на "сплошную коллективизацию" деревни и ликвидацию зажиточного слоя крестьянства ("кулачества").

Цели:

Осуществление социалистических преобразований в деревне;

Обеспечение любой ценой снабжения быстро растущих в ходе индустриализации городов;

Развитие системы принудительных работ из числа спецпереселенцев- высланных кулаков и членов их семей.

3 этапа сплошной коллективизации:

1. 1929 год. Раскулачивание. Мероприятия по ликвидации кулацких хозяйств включали в себя запрет на аренду земли и наем рабочей силы, меры по конфискации средств производства, хозяйственных построек, семенных запасов. Кулаками считались крестьяне, применявшие наемный труд и имевшие 2 коровы и 2 лошади. Репрессиям (от арестов до высылки) подверглись и так называемые подкулачники из середняков и бедняков, не одобрявшие коллективизацию.

С конца 1929 г. до середины 1930 г. было раскулачено свыше 320 тыс. крестьянских хозяйств. За два года (1930-1931 гг.) в спецпоселки была выселена 381 тыс. семей. Бывшие кулаки высылались на Север, в Казахстан, в Сибирь, на Урал, Дальний Восток, Северный Кавказ. Всего к 1932 г. в спецпоселках находилось 1,4 млн. (а по неокторым данным около 5 млн.) бывших кулаков, подкулачников и членов их семей (без учета находившихся в лагерях и тюрьмах). Меньшая часть выселенных занималась сельским хозяйством, большая трудилась на строительстве, в лесной и добывающей промышленности в системе ГУЛАГА.

Было создано множество колхозов, но их материальная база была очень слабой. Насильственные методы вызвали недовольство крестьян. Произошли антиколхозные мятежи и восстания на Северном Кавказе, Средней и Нижней Волге и других районах.

Согласно Постановлению «О мероприятиях по ликвидации кулацких хозяйств в районах сплошной коллективизации», кулаки были разделены на три категории:

Главы кулацких семей 1-й категории арестовывались, и дела об их действиях передавались на рассмотрение спецтроек в составе представителей ОГПУ, обкомов (крайкомов) ВКП(б) и прокуратуры. Члены семей кулаков 1-й категории и кулаки 2-й категории подлежали выселению в отдалённые местности СССР или отдалённые районы данной области (края, республики) на спецпоселение. Кулаки, отнесённые к 3-й категории, расселялись в пределах района на новых, специально отводимых для них за пределами колхозных массивов землях.

2. 1930 год. Временное отступление. В статье «Головокружение от успехов» (от 2 марта 1930 г.) Сталин был вынужден признать перегибы на местах. В результате был разрешен выход из колхозов. К августу обобществленными осталась лишь пятая часть хозяйств. Но передышка имела лишь временный характер. С осени насилие возобновилось.

3. 1931 – 1940 гг. – третий этап коллективизации. Главная цель в этот период - привлечь оставшуюся треть деревни в колхозы. В годы второй пятилетки (1933-1937) коллективизация сельского хозяйства была полностью завершена. Колхозный строй юридически оформился в основных чертах. Основная часть крестьян стала колхозниками.

Итоги коллективизации.

Создание формально самоуправляемых коллективных хозяйств (колхозов), которые наряду с государственными хозяйствами (совхозами) стали основными производителями сельскохозяйственной продукции, позволило советскому государству значительно увеличить объём принудительных заготовок продовольствия и сырья, хотя сельскохозяйственное производство к 1940 оставалось на уровне 1924-28. Насильственное изъятие сельхозпродукции без учёта потребностей самой деревни привело в 1932-33 к массовому голоду на Украине, в Поволжье, на Северном Кавказе; жертвами голода стали миллионы человек.

Ухудшилось социальное и юридическое положение крестьян, оставшихся в деревне. Крестьяне, составлявшие половину трудящихся, были лишены социальных прав. С введением паспортной системы в 1932 г., крестьянству паспорта не выдавались, в результате чего эта часть советских граждан становилась фактически прикрепленной к земле и лишенной свободы передвижения.

Страница 1 из 2


1. Предпосылки образования СССР

1.1. Идеологические . Октябрьская революция 1917 года привела к распаду Российской империи. Произошла дезинтеграция бывшего единого государственного пространства, просуществовавшего несколько веков. Большевистская идея мировой революции и создания в будущем Всемирной Федеративной Республики Советов форсировала новый объединительный процесс. Активную роль в развертывании объединительного движения сыграла РСФСР, власти которой были заинтересованы в восстановлении унитарного государства на территории бывшей Российской империи.

1.2. Политические. В связи с победой советской власти на основной территории бывшей Российской империи возникла еще одна предпосылка объединительного процесса - единый характер политического строя (диктатура пролетариата в форме Республики Советов), сходные черты организации государственной власти и управления. В большинстве республик власть принадлежала национальным коммунистическим партиям, входившими в состав РКП(б). Неустойчивость международного положения молодых советских республик в условиях капиталистического окружения также диктовала потребность в объединении.

1.3. Экономические и культурные. Потребность к объединению диктовалась также общностью исторических судеб народов многонационального государства, наличием многолетних экономических и культурных связей.

Между отдельными районами страны исторически сложилось экономическое разделение труда: промышленность центра снабжала районы юго-востока и севера, получая взамен сырье - хлопок, лес, лен; южные районы выступали основными поставщиками нефти, каменного угля, железной руды и т.д. Значение этого разделения возросло после окончания Гражданской войны, когда встала задача восстановления разрушенного хозяйства и преодоления экономической отсталости советских республик. В национальные республики и области из центральных губерний переводились текстильные и шерстяные фабрики, кожевенные заводы, типографии, посылались врачи, педагоги. Принятый в 1920 г. план ГОЭЛРО (электрификации России) также был рассчитан хозяйственный механизм всех районов страны.

1.4. Основные принципы национальной политики Советской власти способствовали объединительным процессам. Они включали в себя:

Принцип равенства всех наций и народностей,

Признание права наций на самоопределение,

которые были провозглашены в Декларации прав народов России (2 ноября 1917 г.) и Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа (январь 1918 г.). Свободными и неприкосновенными объявлялись верования, обычаи, национальные и культурные учреждения народов Поволжья и Крыма, Сибири и Туркестана, Кавказа и Закавказья, что вызвало рост доверия к новой власти не только со стороны инородцев России (составлявших 57% населения), но и в странах Европы и Азии. В рамках Совнаркома был создан пост наркома по делам национальностей, который возглавил И.В.Сталин . Соответствующие структуры появились в составе ЦК РКП(б) Донбюро, Средазбюро, Туркбюро, Кавбюро.

В декабре 1917 г. право на самоопределение получили Польша и Финляндия. На всей остальной территории бывшей Российской империи находившиеся у власти национальные правительства (в их числе, Украинская Центральная Рада, Белорусская социалистическая Громада, тюркская партия Мусават в Азербайджане, казахская Алаш и др.) в течение Гражданской войны вели борьбу за национальную самостоятельность.

2. Этапы образования единого государства

2.1. Военно-политический союз. Война и иностранная интервенция вызвали необходимость создания оборонительного союза большевистских сил центра и национальных регионов. Летом 1919 г. сложился военно-политический союз советских республик. 1 июня 1919 г. был подписан декрет Об объединении советских республик России, Украины, Латвии, Литвы, Белоруссии для борьбы с мировым империализмом/ На его основе создавалось единое военное командование, объединялись совнархозы, транспорт, комиссариаты финансов, труда. Понятно, что управление объединенной финансовой системой осуществлялось из Москвы, точно также, как национальные воинские образования были полностью подчинены Главному командованию Красной Армии. Военно-политическое единство советских республик сыграло важную роль в разгроме объединенных сил интервенции.

2.2. Организационно-экономический союз .

В этот период в качестве эксперимента во ВЦИК РСФСР были введены представители Украины, Белоруссии, Закавказских республик, началось объединение некоторых наркоматов. В результате ВСНХ РСФСР фактически превратился в орган управления промышленностью этих республик. В феврале 1921 г. был создан Госплан РСФСР во главе с Г.М. Кржижановским , призванный руководить выполнением единого хозяйственного плана. В августе 1921г. в РСФСР был создан Федеральный комитет по земельным делам, регулировавший развитие сельскохозяйственного производства и землепользования в масштабах всей страны.

2.3. Дипломатический союз. В феврале 1922 г. в Москве совещание представителей РСФСР, Украины, Белоруссии, Азербайджана, Армении, Грузии, Бухары, Хорезма и Дальневосточной республики поручило делегации ВЦИК представлять на международной конференции в Генуе по вопросам экономического восстановления Центральной и Восточной Европы (апрель 1922 г.) интересы всех советских республик, заключать от их имени любые договоры и соглашения. Делегация РСФСР была пополнена затем представителями Украины, Азербайджана, Грузии и Армении.

3. Формы объединения республик

3.1. Создание национально-государственных автономий в составе РСФСР. Практика первых лет советской власти заключалась в создании автономий в Российской Федерации на национальной, территориальной, экономической основе. Однако в стремлении республик к укреплению своих суверенных прав ряд партийных работников, включая наркомнаца И.В. Сталина , видели главную преграду на пути к единству. Создание независимых национальных республик рассматривалось лишь как временный шаг на пути к будущему объединению. Поэтому во избежание развертывания националистических тенденций ставилась задача создания возможно более крупных территориальных объединений, что выразилось в образовании в 1918г. Литовско-Белорусской Советской республики, Татаро-Башкирской Советской Республики (ТБСР), Горской республики, Туркестанской АССР (просуществовавших сравнительно недолго). Позже в ходе борьбы с пантюркизмом ТБСР и Бурят-Монгольская АО были расформированы.

3.2 Формы автономии. В 1918 - 1922 гг. народы, преимущественно малые и компактно проживавшие в окружении великорусских земель, получили в составе РСФСР автономию двух уровней:

- республиканскую - 11 автономных республик (Туркестанская, Башкирская, Карельская, Бурятская, Якутская, Татарская, Дагестанская, Горская и др.) и

- областную - 10 областей (Калмыцкая, Чувашская, Коми-Зырянская, Адыгейская, Кабардино-Балкарская и др.) и 1 автономная Карельская трудовая коммуна (с 1923 г. автономная республика).

Второй формой объединения стало оформление договорных отношений между РСФСР и теоретичесик независимыми советскими республиками. В 1920 - 1921 гг., после поражения национальных правительств и завершения процесса советизации национальных окраин, были заключены двусторонние договоры о военно-экономическом союзе между Россией и Азербайджаном, военном и хозяйственном союзе между Россией и Белоруссией, союзные договоры между Россией и Украиной, Россией и Грузией. Два последних объединительных договора не включали объединение деятельности наркоматов иностранных дел.

С весны 1921 г. в ответ на указание В.И.Ленина о хозяйственном объединении Грузии, Армении, Азербайджана началось создание Закавказской Федерации (ЗСФСР), организационно оформившейся в марте 1922 г.

3.3. Дискуссия в РКП(б) по вопросам государственного объединения. Федерация республик рассматривалась большевиками как переходный этап в предверии мировой революции, как обязательный шаг на пути к союзу и преодолению таких буржуазных пережитков как национальные различия.

3.3.1. Летом 1922 г. был подготовлен проект партийно-государственной комиссии, известный как план автономизации , который предусматривал вхождение независимых республик в состав РСФСР на правах автономий. На такой форме межгосударственного бъединения настаивал И.В.Сталин. Председатель Совнаркома Украины Х.Г. Раковский отрицательно отнесся к сталинскому проекту. Полностью его отвергли представители Компартии Грузии.

3.3.2. В.И.Ленин также осудил предложенный для рассмотрения в ЦК проект объединения (включая, поспешные действия Сталина) и выступил против чрезмерного централизма, за необходимость сохранения формального суверенитета и атрибутов независимости каждой республики как национально-политического условия укрепления советского государства. Он предложил форму федеративного союза как добровольного и равноправного объединения самостоятельных советских республик, передававших на паритетных началах ряд своих суверенных прав в пользу общесоюзных органов власти.